LiveInternetLiveInternet
- Долевая нить всегда идет вдоль кромки ткани.
- Если на вашем отрезе нет кромки, определить долевую нить можно, если потянуть ткань: нити основы при ткачестве натянуты туго, а нити уточные идут свободнее, поэтому долевая нить менее растяжима. По этой же причине именно по долевой нити ткань дает больше усадки, чем по утку.
- Различная степень натяжения нитей ткани позволяет провести еще один тест на определение направления долевой нити. Возьмите ткань у края двумя руками на расстоянии 7-10 сантиметров. Несколько раз резко распрямите ткань в данном месте, при этом вы должны услышать хлопок. Основа ткани из-за сильного натяжения издает при этом звонкий хлопок, а уток — более глухой.
- Если на ткань посмотреть на свет, то вы увидите, что одни нити расположены более равномерно, другие (перпендикулярно первым) — более неровно. Долевая нить проходит в направлении более равномерных нитей.
- Если ткань имеет начес, то он обычно располагается вдоль долевой нити.
- Если в суконной ткани в одном направлении идут хлопчатобумажные нити, в другом – шерстяные, то шерстяные нити всегда уточные.
- Трикотажная ткань тянется в разные стороны, но по-разному. Вдоль основы трикотаж вытягивается в трубу, а поперек основы — гармошкой.
- При несоблюдении направления долевой нити готовое изделие может сильно вытянуться, быстро потерять форму или некорректно сидеть на фигуре.
https://www.kakprosto.ru/kak-18939-kak-opredelit-dolevuyu-nitОпределение лицевой стороны ткани. Для определения лицевой стороны ткани прежде всего необходимо выяснить, каков тип переплетения нитей у данной ткани. Ведь ткань состоит из двух систем нитей, переплетенных под прямым углом: продольных нитей — основы и поперечных — утка.
Основными переплетениями являются полотняное, диагональное или саржевое, сатиновое или атласное. Полотняное переплетение самое распространенное. В этом случае одна нить утка перекрывает одну нить основы. Это переплетение имеет одинаковую поверхность с обеих сторон. С таким переплетением вырабатываются ситцы, бязи, большинство бельевых тканей, платьевые ткани из натурального и искусственного шелка, шерсти. Лицевой стороной гладкокрашеных тканей с полотняным переплетением считается та, которая выглядит чище, лучше отделана, имеет меньше пушка. В набивных тканях на лицевую сторону нанесен рисунок.
Диагональное, или саржевое переплетение, образует на тканях полосы (рубчик). При этом переплетении одна нить утка перекрывает две-три нити основы или наоборот. С таким переплетением вырабатываются кашемир, бостон, шевиот, подкладочная саржа и т.д. Ткани саржевого переплетения при раскрое в противоположном направлении иногда дают разнооттеночность. Лицевой стороной в этих тканях будет та, где рубчик идет снизу слева вверх направо.
При сатиновом, или атласном переплетении, ткань имеет гладкую, блестящую поверхность. В таком переплетении у сатина одна нить утка перекрывает от 4 до 8 нитей основы, у атласа наоборот — одна нить основы перекрывает от 4 до 8 нитей утка. Лицевая сторона тканей блестящая, а изнаночная — матовая.
Кроме вышеназванных видов переплетений существуют и другие, производные от них, а также комбинированные.
Определение долевой и поперечной нитей.
Свойства долевых и поперечных нитей различны. Долевые нити дают большую усадку, чем поперечные. Вызвано это тем, что нити основы при ткачестве натянуты туго, а нити уточные идут свободнее. Поэтому, попадая под действие влаги и пара, нити основы приобретают свое первоначальное положение, то есть огибают нити утка, и ткань по длине сокращается (садится). Усадка ткани бывает преднамеренная, оказывающая положительное действие, — это так называемое декатирование. При случайном воздействии на недекатированную ткань изделие из нее тоже дает усадку, но это — отрицательное явление.
Некоторые приемы определения долевой и поперечной нити: долевая нить идет вдоль кромки; при пробе на растяжение долевая нить почти не тянется, а поперечная более растяжима; на ткани с начесом начес в большинстве случаев располагается по долевой нити; при пробе на просвет видно, что долевые нити лежат более равномерно.
https://nantoo.ru/advices/opredelenie-licevoy-storony-tkani-i-dolevoy-niti.html
Правила, как определить лицевую сторону ткани быстро и точно?
Фабричная упаковка . Если Вы покупаете ткани оптом, рулонами, прямо из фабрики, определить лицо будет просто. Техническими стандартами отечественных предприятий предусмотрена смотка шерстяных тканей так, чтобы лицевая сторона была расположена внутри рулона. Подкладки и шелковые ткани сматывают в рулон наверх лицом.
Хорошее освещение . Дневной свет не дает возможности обнаружить производственные дефекты ткани, явственно различить оттенки окраски и принтов, увидеть отличие в структуре ткани, в переплетении нитей. Используйте дополнительный источник света. Для удобства поместите материал на уровне Ваших глаз, расположив лицевую рядом с изнаночной стороной.
«Недостатки» — прячем внутрь . Для лица материала характерна более качественная, чистая по выработке, внешняя отделка. Изнанка же может скрывать все возможные дефекты.
Рисунок . Насыщенным и гладким узором, сочным оттенком цвета выделяется лицевая часть материала
У тканей с гладкой поверхностью (особенно это важно, когда Вы ищете ) внешняя сторона блестит, а внутренняя — матовая.
- Кромка . Сложнее всего угадать, как определить лицевую сторону у ткани гладкокрашенной. Но, это тоже возможно, если внимательно обследовать проколы рядом с кромкой. Выпуклость дырочек, а также хорошо просматриваемые нити указывают на развернутость материала к Вам лицом.
- Плетение . Узнать плетение полотна (плащевой или пальтовой ткани) можно с помощью тщательного осмотра. Расположив на свет отчетливо видно, что лицевая часть ткани более гладкая, меньше покрыта ворсом, а изнанка — шероховата. Кроме того, у тканей, полученных саржевым переплетением (к примеру, подкладка) с лица просматривается рельефная диагональ, расположенная справа сверху вниз налево. С внутренней стороны — наоборот.
- Ворсовое покрытие . На тканях с ворсом (например, пальтовая «Богема») лицевую поверхность находят по его высоте. Внешняя сторона отличается более высоким и ровным по высоте ворсом, изнанке присущи тонкие ворсинки, можно встретить с производственными изъянами.
Как определить изнанку ткани?
Если при проверке всеми способами, не получилось найти, где лицо, а где изнанка, можно применить парочку экспресс-методов:
- часто в смесовых тканевых полотнах на лицо используют более дорогую и натуральную нить. В полушерстяных тканях с лица заметна шерстяная пряжа и т.д.;
- изнанку плащевки с пропиткой просто определить с помощью капли воды. С изнанки вода расплывется, впитается в ткань, с лица — легко стекает, не оставляя следов на материале.
Также следует отметить, что существуют плащевки, которые не вызывают вопросов с определением сторон, благодаря специальному покрытию, как плащевка Мемори масло или на Молоке.
Если разобраться с лицом и изнанкой у Вас так и не вышло, рекомендуем кроить все детали изделия на одной стороне ткани. До начала работы пометьте мелом лицо, например, при использовании межлекальных выпадов. С такими пометками детали будет гораздо проще стачивать, делать подборты, клапаны, планки и карманы.
И последний, но немаловажный совет в тему: покупая ткани для пошива одежды оптом в интернет магазине Босфор Текстиль, Вы можете получить профессиональную консультацию не только в вопросе установления лица и изнанки ткани, но и в подборе фурнитуры, ниток, подкладки для Ваших изделий!
16.05.2018
Во-первых, при выборе тканей обязательно нужно обращать внимание на разницу между лицевой и изнаночной сторонами. В основном, выпускаются полотна, которые имеют явные различия между ними
Но бывают и такие, которые выглядят практически одинаково. Для этого необходимо уметь их различать. Рекомендуем выбирать материал для будущего изделия при дневном свете. Вечером, даже если у вас хорошее освещении, невозможно рассмотреть все нюансы и дефекты. Тема — довольно серьезная, и к ней нужно подойти с большой ответственностью. Тем более, если у вас мало опыта.
Способы определения
Узнать направление нитки основы очень просто тогда, когда ткань находится в рулоне. В такой ситуации наиболее быстро и правильно определять направление по кромке, ведь долевая нить расположена параллельно уплотненному краю ткани. Таким же способом линия определяется на целом отрезе текстильного материала, из которого еще ничего не выкраивали. Найти основу сложнее, если на куске ткани не осталось кромки, или же край практически не отличается от остального полотна.
Опишем несколько методов определения основы для тканей без стретча.
Потянуть ткань в разных направлениях. Потяните ткань вдоль, поперек и под углом 45 градусов. В обычном материале долевая нить вообще не тянется, а нить утка тянется совсем немного. Под углом 45 градусов полотно тянется сильнее всего — этот факт поможет более точно определить, как именно проходит нить основы.
Просветить материал. Посмотрите на свет сквозь полотно — это позволит лучше рассмотреть структуру ткани. В большинстве тканей нити основы более ровные, чем поперечные линии.
Изучить нити переплетения. Если в составе ткани есть хлопок и шерсть, можно разобрать ткань на нити и провести эксперимент. Как правило, в таких тканях хлопковая нить является основой, а шерсть — поперечным переплетением. Вытянутые из материала продольные и поперечные ниточки подожгите: хлопок будет пахнуть жженой бумагой, а шерсть — горелыми волосами или перьями. Таким же способом можно определить основу в тканях, сотканных из хлопка и шелка. Однако в таком материале нитью основы является шелк, а нитью утка — хлопок. При сжигании шелковая нить пахнет как жженый рог, и сгорает дольше, чем хлопок.
Еще один способ найти основу — по направлению ворса, ведь ворсинки всегда располагаются вдоль необходимой линии. Если ворс слишком короткий, для нахождения долевой нити применяют другой способ — по материалу проводят рукой. Начес обычно направлен в одну сторону, поэтому ладонь будет встречать разный уровень сопротивления при разглаживании в разные стороны.
Намного сложнее определить основу трикотажа, ведь такой материал одинаково тянется во все стороны. А также в полотне нет привычных нитей основы и нитей утка — вместо них структура ткани состоит из петельных столбиков и рядов. Рассмотрим несколько способов определения долевой нити в трикотажных материалах.
- По кромке. Найти основу ткани в рулоне или на целом отрезе ткани несложно, ведь она проходит параллельно кромке.
- По внешнему виду при натягивании. Трикотаж тянется во все стороны одинаково сильно, например, бифлекс можно растянуть на 300% в любом направлении. Один из способов найти нить основы на отрезе ткани без кромки — внимательно осмотреть срезы материала в спокойном состоянии. Срезы полотна, проходящие вдоль долевой нити, склонны сворачиваться в трубочку.
- По структуре. Чтобы найти основу, необходимо внимательно рассмотреть поверхность материала, состоящего из столбиков и рядов. Долевая нить в трикотажных тканях всегда проходит вдоль столбцов.
- По форме растягивания. Стретч тянется одинаково сильно во все стороны, однако внешний вид растяжения долевой и уточной нитей отличается. Основа при растягивании сворачивается в трубочку, а поперечная нить — принимает форму гармошки.
Движения ткацкого станка
Ткачество — это самый основной процесс, в котором два разных набора пряжи или нитей переплетаются друг с другом, образуя ткань или полотно. Один из этих наборов называется основной нитью, которая представляет собой продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой набор – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Поэтому механизмы ткацкого станка можно в целом классифицировать следующим образом:
Первичные механизмы для производства тканого материала:
- Зевообразование;
- Прокидка челнока;
- Прибой уточной нити к опушке ткани.
Вторичные механизмы:
- Подача основы;
- Укрутка нити;
- Выбор утка.
Вспомогательные механизмы:
- Останавливающий механизм;
- Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
- Уточный нитенаблюдатель;
- Пополнение утка.
Читайте про: что такое мерсеризация: функциональное назначение обработки ткани.
Предохранители от разрывов необходимы только в ткацких станках, которые используют свободные летящие тела для вставки утка, например, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в правильное положение после того, как пересекли ткацкий станок.
После приготовлений основную пряжу «втягивают» через ремиз, установленный на требуемых стропах.
Нетканые материалы
Первые известные нетканые полотна ‒ войлок и ватин. Для производства использовались ткацкие приемы, а сами материалы не имели структуры из долевых и поперечных нитей.
Производство его появилось лет 90 назад. Для его изготовления используется разное сырье:
- синтетическое (полиамид, полипропилен);
- натуральное (вискоза, лен, хлопок, шерсть);
- вторсырье.
А также применяются различные методы скрепления волокон (механический, химический, термический, комбинированный). Это позволило существенно сэкономить на отходах и самом процессе производства, а также изготовить материалы с абсолютно новыми характеристиками.
Нетканые полотна могут быть огнестойкими, абсорбирующими, водоотталкивающими, устойчивыми к разрыву и износу, очень мягкими и предельно жесткими. Их часто используют при пошиве спецодежды и предметов для медиков и спасательных служб, для изготовления средств гигиены, постельного или столового белья.
Однако не менее часто его используют для подкладки (флизелин) и верха пальто и плащей, для сорочек и халатов, платьев блузок, пляжной и спортивной стрейчевой одежды (эластан, нейлон).
Как делать припуски при раскрое изделия?
Все выкройки делают без специальных припусков на швы, в процессе работы их обрисовывают по контурам деталей при расположении прямо на ткани. Ширина по боковым сторонам изделий — 1,5 см, 4 см по нижнему краю и рукавам, если не предусмотрено другое.
При раскрое модели из трикотажной ткани припуски уменьшают до 0,5-1 см. Ведь в этом случае они стачиваются с помощью оверлока.
Когда кроят детали со сгибом, то раскладывать их стоит не только по нити основы, но и по сгибу ткани, точно в край. В такой ситуации припуски делать не рекомендуется. После окончательной раскладке на материале все детали прикалываются иголками и обводят портновским мелком. Помечают припуски на швы и контрольные линии.
Точное определение расположения долевой нити необходимо, чтобы в результате получилась качественно сшитая одежда. Помимо этого, нужно учитывать силуэт, тип ткани. Необходимое расположение деталей и большое количество других технических тонкостей позволяет воплотить задумку дизайнера в получении особенного изделия.
Как определить долевую нить по кромке
Намного легче установить основу на материале, когда он свернут в рулон, потому что основа всегда располагается параллельно кромки. Труднее установить основу на тканевом отрезе.
Существует несколько методов определения продольной линии:
- Допустимо потянуть полотно по диагонали либо в разные стороны, при этом волокна основы практически не будут тянуться, в отличие от утка.
- Необходимо направить тканевый отрез на освещение. Главные нити всегда будут ровными и делать четкую структуру.
- При переплетении хлопковых волокон с шерстяными первые выступают долевыми. При применении хлопковой и шелковой материи последняя будет создавать продольную нить.
Если ширина тканевого отреза более короткая, в отличие от длины, либо наоборот, можно воспользоваться кромкой. Благодаря ей можно верно отыскать ориентир основы. Особенно данный способ подходит для начинающих швей.
Тканевая кромка всегда размешается вдоль продольной линии. Несмотря на то что она характеризуется различными параметрами, может быть собранной, с дырками либо без, она имеет одно предназначение, которое не меняется.
Долевая нить — как определить по кромке
В редких случаях приходится отрезать тканевую кромку без предварительных пометок. Для определения долевой нити необходимо посмотреть на изображение: продольная линия будет всегда наводиться по долевой. Однако такой способ не всегда помогает, поскольку узоры могут быть нанесены на материю различными методами.
В данном случае можно воспользоваться следующими советами:
- Ворсовые материи. Основа зачастую размещается относительно ориентира ворсинок.
- Установить по звуку. Для этого материал нужно сильно растянуть и резко дернуть. Основа определяется по четкому и резкому звуку, а уточная по глухому и не слишком заметному.
- Рубчик с переплетом. Саржевые, атласные и сатиновые материалы обладают рубчиком, проходящим всегда по продольным линиям. При проведении по ним ладонью в области долевой нити ощущается достаточно гладкая поверхность.
Вышеперечисленные способы дают возможность создать практичное, качественное и красивое изделие. Для достижения отличного результата нежелательно пренебрегать советами и рекомендациями более опытных мастеров.
Ткани с рисунком
Если рисунок имеется, его также необходимо проанализировать. Рисунок может быть направленным или ненаправленным.
Если рисунок ненаправленный и ткань не имеет ворса и оттеночности, вы можете смело раскладывать детали как в одном направлении, так и в другом, а также для экономии материала валетом.
Если рисунок направленный, нужно во‑первых, сразу решить, куда будет направлен узор, например, к плечевому шву или к низу изделия, и, во‑вторых, соблюдать этот выбор при раскладке.
Мы также анализируем крупность рисунка. Если он мелкий, скорее всего, нет необходимости стыковать детали, но если рисунок крупный, вам нужно подумать о грамотном совмещении деталей, к примеру, если вы хотите, чтобы цветы шли строго по линии талии. Расход ткани в этом случае по естественным причинам увеличивается. Лучше всего, если вы сможете взять выкройку с собой в магазин, и на месте до покупки ткани прикинуть раскладку.
Вопросы и ответы
Можно ли кроить по поперечной нитке?
В редких случаях советуют кроить по поперечной нитке. Обычно это делают, когда ткань узкая или необходимо изменить направление рисунка (например, полоски). Раскрой поперек допускается, если полотно тянется по основе и утку примерно одинаково. Но нельзя забывать про дополнительную обработку. Необходимо сначала произвести декатировку, иначе по основе ткань может дать большую усадку, и вещь деформируется. Зная, что трикотаж способен вытягиваться по утку, ему дают несколько дней отвисеться (чтобы он вытянулся до пошива изделия, а не после).
В каких случаях ткань кроят по косой?
Для получения объемных деталей, при пошиве юбок-солнце ткань кроят по диагонали переплетения ниток. В этом месте полотно самое эластичное и пластичное. Его легко уложить в красивые драпировки и фалды.
Подводя итоги, в любой ткани есть основа – долевая нить, и уток, представляющий собой поперечные нити. Они перпендикулярны друг другу, и переплетаются особым образом
Умение определять долевую нитку на ткани очень важно при раскрое. На выкройках ее обозначают стрелкой
В указанном направлении раскладывают ткань. Очень редко полотно кроят по утку или косой, но все же иногда такая необходимость возникает. При разной раскладке идентичный крой имеет совершенно другой вид.
Как определить долевую нить в трикотажном полотне
Трикотажная материя имеет несколько разновидностей по ткани:
- интерлок: применяют при изготовлении комнатных и спортивных вещей;
- кулирная гладь: выступает легкой материей, предназначенной для платьев и рубашек;
- рибана: выступает гипоаллергенным полотном, изготовленным из хлопка с незначительным присутствием синтетической примеси;
- футер: является очень мягким материалом с начесом изнутри, который задействуют для пошива комнатной, спортивной и детской одежды.
В вышеперечисленных тканях нет поперечных и продольных линий, используемых в ткацком плетении. Вместо них задействуют петельные ряды со столбиками.
При хранении трикотажа в рулоне основу очень легко установить, потому что она всегда располагается параллельно кромке. Если имеется только тканевый отрез, на нем сложно определить долевую линию. При этом не поможет натяжение материала. Например, бифлекс очень хорошо растягивается, при этом он не теряет свою форму.
Трикотажные ткани представлены несколькими видами и дстаточно популярны
Однако некоторые разновидности трикотажа в свободном положении будут скручиваться в рулон вдоль основы. Можно установить ориентир продольной линии по отдельным петельным столбикам, которые всегда на нее указывают.
Для чего соблюдают
Долевая нить достаточно прочная и плохо растягивается. В связи с этим лекала располагают вдоль. Обязательно нужно контролировать, чтобы тканевый отрез полностью размещался указанным методом: основа должна быть определена по центру раскроя, на который наносят разметку с учетом ориентира продольных линий, утку следует размещать под углом 90° относительно основы.
Раскроенный материал будет тянуться исключительно по ширине. Пошитая одежда не будет деформироваться по длине и перекашиваться на этапе ношения либо стирки. Боковые швы либо стрелки будут на месте, концы рукавов будут ровными. Раскрой является важным пошивочным элементом любой разновидности одежды.
Перед раскладкой ткань следует декатировать — т.е. сбрызнуть водой и прогладить
Поэтому обязательно необходимо соблюдать ряд простых правил:
- До раскладки полотно обязательно нужно декатировать. При использовании легкой материи ее нужно сбрызнуть водой и прогладить с изнаночной стороны. При выборе шерстяной ткани в виде габардина ее следует отутюжить с использованием увлажненной материи.
- На полотне должны отсутствовать любые деформации.
- Если у тканевого рулона в разных сторонах отличаются оттенки, все фрагменты выкройки необходимо размещать в одном ориентире. Идентичного принципа следует придерживаться при задействовании ворсовой ткани. Однако у замшевого материала, панбархата и фланели должен размещаться сверху вниз, у вельвета с бархатом, наоборот, снизу-вверх.
- Все фрагменты лекала должны быть одинаково направлены, если этого требует узор. Однако данное требование не относится к отрезному материалу с простым изображением в одном ориентире.
- Клеточные элементы должны совпадать полностью. Это требуется при раскрое полочек для блузок либо рубашек.
Ткани с ворсом
При разном направлении ворса один и тот же материал может выглядеть очень по‑разному! При раскрое бархата или вельвета детали выкладывают таким образом, чтобы ворс шел снизу вверх. Допустимо и обратное направление ворса, но этот вопрос следует решать в частном порядке в зависимости от качества материала и длины ворса: приложите ткань к себе и, глядя в зеркало, оцените, как выглядит ворс в том или ином направлении.
Во всех остальных материалах костюмной и пальтовой группы, которые имеют ворс, детали раскладываются таким образом, чтобы ворс шел от плечевого среза в направлении низа изделия.
Нетканые материалы
Изготовлением нетканого материала начали заниматься больше 90 лет назад.
Для их создания задействовали различное сырье:
- вторичное сырье;
- натуральное типа шерсти, хлопка, льна и вискозы;
- синтетическое в виде полипропилена, полиамида.
Для скрепления волокон задействуют разнообразные способы: комбинированный, тепловой, химический либо механический. Благодаря этому происходит экономия на отходах и производственном процессе. При этом можно создать тканевые полотна с новыми свойствами.
Нетканое полотно используется в пошиве медицинской одежды
Нетканая материя обладает следующими качествами:
- абсорбирующая;
- водоотталкивающая;
- достаточно мягкая;
- огнестойкая;
- очень жесткая;
- стойкая к изнашиванию и разрывам.
Нетканые полотна довольно часто задействуют при производстве вещей и инструментов для спасательных служб и медицинских работников, кухонного, постельного белья и гигиенических средств.
Также материю допустимо применять в качестве подкладки и наружной части плащей либо пальто, при изготовлении блуз, платьев, халатов, рубашек. Нейлон с эластаном задействуют при производстве стрейчевой спортивной либо пляжной одежды.
Урок №92 «Нить основы (Н.О.) на деталях одежды»
Правильное расположение лекал в раскладке по отношению к направлению нити основы и утка ткани имеет большое значение. При несоблюдении направления нитей основы в деталях искажаются их форма, линии и швы изделия, что осложняет соединение деталей при шитье.
В основных деталях верхней одежды нить основы при раскладке лекал должна проходить следующим образом.
В спинках:
- в цельных спинках — параллельно линии, проведенной посередине, вдоль детали (рис. 141, а);
- в спинках, состоящих из двух частей, на тканях в полоску — параллельно среднему срезу, от талии до низа (рис. 141, б);
- в спинках, состоящих из двух частей на гладкокрашеных тканях — параллельно линии, соединяющей нижний угол среднего среза и его наиболее выступающую точку в области лопаток (рис. 141, в);
- в спинках, состоящих из трех частей,- параллельно линии, проведенной посередине спинки при складывании всех частей вместе (рис. 141, г);
- в спинках с кокетками и отрезных по линии талии — параллельно линиям, проведенным посередине вдоль деталей (рис. 141, д);
- в правых и левых частях спинок изделий (прилегающих и полуприлегающих по талии) из тканей с рисунком полоски должны располагаться симметрично, а в спинках с кокетками полоски на кокетках и нижних частях спинок должны совпадать по всей ширине спинки или в средней ее части (в спинках со складками).
В полочках:
- в цельных полочках и в полочках из двух частей — параллельно нижней части линии полузаноса, расположенной ниже верхней бортовой петли (рис. 142);
- в полочках с кокетками направление нитей основы на кокетках и полочках совпадают; полоски ткани на кокетке и полочках также должны совпадать.
В верхних половинках рукавов:
- во втачных рукавах — параллельно линии, соединяющей концы переднего перегиба (переката) половинки рукава (рис. 143, а);
- в рукавах реглан с верхней вытачкой — параллельно линии, проходящей посередине вдоль детали (рис. 143, б);
- в рукавах реглан со швом посередине — вдоль половинки рукава параллельно линии, проходящей по среднему срезу от низа до начала плечевой части половинки рукава (рис. 143, в).
В нижних половинках рукавов:
- во втачных рукавах — параллельно линии, соединяющей верхний и нижний углы переднего среза (рис. 143, г);
- в цельных рукавах — посередине вдоль детали;
- в рукавах, переходящих в кокетку (в пальто из шелковых или хлопчатобумажных тканей без подкладки), нити основы проходят параллельно линиям срезов кокетки.
В хлястиках спинок, поясе и шлевках:
- для обработки конца пояса — параллельно линии, проведенной посередине поперек детали, а в боковых шлевках — посередине вдоль детали;
- в хлястиках полоски должны совпадать с направлением полосок на спинке (до складок или вытачек).
В клапанах, накладных карманах, подзорах карманов без клапанов, листочек и подзоре верхнего прорезного кармана нити основы совпадают с нитями основы полочек при наложении верхних краев данных деталей по линиям разметки на полочках.
В обтачках прорезных карманов, листочках боковых и верхних накладных карманов, листочках прорезных боковых карманов нити основы проходят параллельно линиям, расположенным посередине вдоль деталей.
В хлястиках, патах, отложных манжетах рукавов нити утка совпадают с нитями утка верхних половинок рукавов; в притачных манжетах нити основы располагают параллельно линии, проходящей посередине вдоль детали.
В верхнем воротнике:
- нити утка проходят параллельно прямой линии, соединяющей концы отлета воротника (рис. 144, а);
- в воротнике с отрезкой стойкой (в пальто из шелковых и хлопчатобумажных тканей без подкладки) нити основы в стойках совпадают с нитями основы воротника.
В нижнем воротнике:
- в изделиях без застежки доверху (с воротником, как у пиджака) нити основы проходят параллельно срезу раскепа (рис. 144, б);
- в изделиях с застежкой доверху нити основы или утка проходят параллельно концам нижнего воротника;
- в изделиях без подкладки нити основы или утка совпадают с нитями основы верхнего воротника.
В подбортах:
- нити основы проходят параллельно внешнему срезу лацканов (рис, 144, в);
- в изделиях, имеющих значительную выпуклость по внешним краям лацканов (больше 1 см), нити основы проходят параллельно внешним краям подбортов, расположенным ниже линии талии.
Для отдельных моделей женских пальто и костюмов возможно иное расположение нитей основы в деталях, чтобы использовать рисунок ткани в качестве отделки. В этих случаях некоторые детали изделия имеют отклонения от нормального расположения нити основы, равные 45 — 90′.
В деталях брюк из основной ткани нити основы расположены следующим образом.
В передних и задних половинках нити основы проходят параллельно линии, соединяющей точки середины ширины половинок брюк внизу и на уровне колена (рис. 145, а).
Задание: